Пятница, 03.05.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS



  
   

 Три «образа» биологии

Я знаю, что ничего не знаю.     Сократ

Сократовский парадокс указывает на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т.е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем.

В настоящее время биология, будучи «равной среди равных», таких наук как химия, физика, условно делится на три «образа»: традиционная (натуралистическая), физико-химическая, эволюционная.

Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается живая природа. Становление традиционной биологии позволило ученым найти системный подход исследования природы. Из практики экспериментальной биологии хорошо известно, что любой экспериментатор, стремящийся проанализировать состав, структуру или механизмы функционирования исследуемого им фрагмента живой материи (орган, ткань, клетку), начинает с того, что либо сам пронаблюдает естественное течение жизни, либо почерпнет необходимые ему сведения из литературы.

Поэтому, я по возможности чаще привлекаю учащихся к постановке опытов, проведению наблюдений над живыми организмами. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышаются знания, но и развиваются практические умения и навыки, способности каждого к самостоятельному действию.

Самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, способствуют формированию у школьников первичных исследовательских навыков.

Именно наблюдение дает возможность определить, что изучаемый объект - это часть целостной живой природы.

Физико-химическая биология. Данное направление получило наибольшее развитие во второй половине XX века. Оно способствовало сближению с химией и физикой. В настоящее время прослеживается интегрированный подход в изучении некоторых вопросов биологии, например, механизм ферментативного биосинтеза белков, липидов, нуклеиновых кислот. Благодаря внедрению электронно-вычислительной техники, современный учитель и ученик имеют возможность использовать информационно-коммуникативные технологии, что дает возможность рассмотреть самые сложные вопросы в курсе биологии. Поэтому одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией.

Третий «образ», эволюционная биология, изучает особенности органического мира, эволюционные учения, вклад в науку: сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии.  Именно эволюционная биология, имеет свое содержание, задачи. И каждому учащемуся, оканчивающему среднюю школу из курса «Общая биология» хорошо известны данные вопросы.

 Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного и общественно-гуманитарного образования. Сложные общеобразовательные задачи не могут быть успешно решены, если к изучению систематического курса биологии не готовить учащихся с первых лет обучения в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

Сегодня биология приобретает особое значение. Воспитание экологической культуры, гигиенических знаний - это фундамент культуры личности. Без широкого знания биологических закономерностей невозможно не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества.

Одна из важных задач современной школы - ее развитие в направлении демократизации и гуманизации. Последнее означает поворот к личности детей, создание каждому из них условий, удовлетворяющих в наибольшей степени их потребности и интересы, обеспечивающих самообразование, самоутверждение, свободу выбора общеобразовательного пути. Решению задач демократизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, которая вызывает наибольший интерес у школьников и с которой они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

Специфика  методики преподавания биологии обусловлена тем, что данный предмет изучает конкретные объекты (растения, животные, бактерии, человек), сложные явления живой природы (фотосинтез, дыхание, питание, размножение и др.), уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты). Специфика указывает на то, что методика должна быть предметной, содержательной, конкретной.

Поэтому главное в моей работе – интересно и доступно преподнести свой предмет.

Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках биологии таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Я, как учитель, стимулирую учащегося к саморазвитию, изучаю его познавательные потребности, создаю условия творческой деятельности и тем самым формирую познавательные интересы учащихся.

Что касается постановки кружковой деятельности, в своей работе я использую практическую направленность, раскрываю возможность для учащихся в проявлении патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитываю гуманное отношение ко всему живому.

Одной из составляющих внеклассной работы являются предметные олимпиады. Большую роль в подготовке детей к олимпиадам играет наличие дополнительной научной литературы. Педагог должен разумно рекомендовать ее в зависимости от подготовленности ученика: слабому предложить более простые книги общих энциклопедических знаний, а более подготовленному – серьезный учебник.

При подготовке к олимпиадам в последнее время школьники очень часто пользуют информационные образовательные ресурсы. Многие из предлагаемых компакт дисков со всевозможными репетиторами по биологии, к сожалению, несут только материал школьной программы, и только по этим источникам информации нет возможности подготовиться на высоком научном уровне к олимпиаде.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Работая с одаренными детьми, для себя поставила три основных задачи:

- создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

- организация системы исследовательской работы учащихся.

Таким образом, можно предположить, что эволюционная биология является основой современной теоретической и практической биологии, хотя все три «образа» отображают тот или иной метод обучения современных учеников. Главное, нужно помнить, что совершенствование человека происходит, прежде всего, через передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения к поколению посредством культуры и образования. Новые подходы к образованию требуют воспитания человека, способного использовать знания как ценность, нацеливают учащихся на получение знаний, их рефлексивное осмысление. Ведь к школе предъявляются сегодня высокие требования. А что, значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому, важной стороной своей педагогической деятельности считаю формирование интереса к биологии. Но, имея возможность встречаться со своими учениками на уроках один или два раза в неделю, трудно формировать устойчивый интерес к предмету. Поэтому более ценными становятся те ученики, которые выбрали предметом дальнейшего изучения и своей профессиональной ориентации биологию. Я горда тем, что у меня есть такие ученики. И нельзя не согласиться с высказыванием В.А.Сухомлинского, что «одна из важнейших задач воспитывающего обучения - не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого дела до их содержания».




Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру


                                                    Амурская область, г.Белогорск, ул. Ленина 16, МОАУ СОШ №200Бесплатный хостинг uCoz